Редакторская
  
Безопасность
  
ПБП
  
Власть
  
Авиапсихология
  
 >> 
 
 
Форум
 
 
Поиск
   
     
   
     
 

 Сайт 
00-11-2007 ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРВАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ АВИАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

00-01-2009 ОСОБЕННОСТИ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
    

00-03-2007 Методика процессного анализа ошибок членов летных экипажей на самолетах нового поколения при снятииаварийности по человеческому фактору

00-04-2007 СОСТОЯНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ... в 2006 году

20-01-2008 МОЙ НАРОД – В ПОГОНАХ И БЕЗ
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
Вернуться к списку

30-10-2007 Человеческий фактор в условиях перехода авиакомпании к управлению безопасностью полетов, Тезисы докладов научно-практической конференции, Под редакцией доктора медицинских наук, профессора В.В. Козлова, Москва - Шереметьево , Пономаренко В. А., Учение «человеческий фактор» в практике психофизиологической подготовки...

    Учение «человеческий фактор» в практике психофизиологической подготовки летного состава

    Пономаренко В. А., академик РАО, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ГНИИИ ВМ МО РФ

   

Увеличить Fundam2.gif (57кб)

    фото: www.atlasaviation.com

   

    В гражданской, военной, спортивной и частной авиации человеческий фактор определяет эффективность и надежность человеко-машинных систем и всех звеньев инфраструктуры профессионального труда. Человеческий фактор включает психофизиологические, психологические характеристики личности и организма, определяющие способности, резервы, надежностные свойства человека в процессе летного труда. Человеческий фактор есть личность профессионала во всем многообразии ее проявлений. Успешность обеспечения профессиональной, психологической, социальной надежности человеческого фактора определяется нацеленностью на функционирование системы «человек-человек».

    Летный труд независимо от наших желаний имеет ряд фундаментальных свойств, не учет которых не только в ближайшей, но и в отделанной перспективе скажется на жизни авиаторов и населения, как на земле, так и в воздухе. Приведенные ниже фундаментальные свойства человеческого фактора в летной профессии определяют программно-целевое долгосрочное планирование научного и организационного обеспечения социальной, технической, кадровой, финансовой, воспитательной, образовательной, экономической политики в авиапредприятиях с любой формой собственности, в том числе и в любых родах военной авиации. К таким фундаментальным проблемам относятся:

    а). Проблема профессионального риска, диктуемая самой сутью опасной профессии.

    Это в равной степени относится к экономике, здоровью, планированию летной работы и пр. С позиции человеческого фактора относительно летных экипажей и эксплуатантов авиационной техники риск выступает как механизм роста профессиональной зрелости и их пригодности к работе в опасных условиях. Основная социально- психологическая особенность летного труда состоит в том, что потребность человека к расширению границ риска диктуется не только сутью самой профессии, но и выступает как психологический феномен психофизиологической устойчивости к авиационным стрессорам.

    Надежность человека в полете определяется, прежде всего, степенью развитости интеллекта, самостоятельности индивидуума, его характера, культуры. Потребность человека к профессиональному росту на фоне осмысленного и подготовленного риска является мотивом утверждения себя именно как личности. Человек должен иметь и ценить свое Имя и право на риск. Научно доказано, что в подавляющем большинстве случаев профессионал, несмотря на высокую образовательную подготовку, допускает нарушения летных законов по причине низкого уровня самооценки и завышенного уровня притязаний. Управление профессиональными рисками - гвоздь кадровой, воспитательной работы и психофизиологической подготовки.

    б). Проблема профессионального, физического, соматического и психического здоровья всех авиаторов.

    Здоровье человека определяет профессиональные способности, характер, волю, профессиональное долголетие, социальную адаптивность, конкурентоспособность. Здоровье в быту - это радость жизни, обеспеченная старость среди своих наследственно здоровых потомков. Здоровье авиаторов в любом узле обеспечения полета и его управления - природная основа профилактики аварийности. Здоровье как системную категорию благополучия человека, качества жизни следует рассматривать только в связке «здоровье -работоспособность - надежность», «здоровье - работоспособность - качество -эффективность», «здоровье - экономический фактор». Именно такой подход должен быть реализован при подготовке пилотов в области человеческого фактора.

    в). Проблема социальной защиты как универсальное средство стабильности в работе профессионалов, их самочувствия, настроений, мотивированности на достижение высшего результата труда. Социальная защита - это сохраненный трудовой ресурс.

    Психологическая суть социальной защиты в ее ориентации на пополняющую рабочую силу. Учение «человеческий фактор» выступает методологической основой решения проблем социальной защиты.

    г). Проблема специфичности условий труда в оценке беды и вины летных экипажей.

    В настоящее время при наличии более 40% членов экипажа гражданской авиации с парциальными нарушениями в состоянии здоровья, более 60% со средними летными способностями, при наличии более 80% явно изношенной авиатехники и обслуживающего оборудования, существенной утраты профессионализма более, чем у 75% летного состава военной авиации, отсутствие в 1/3 авиаторов сносных бытовых условий для семейной жизни, отсутствие финансовых средств для семейного бюджета и очень многое другое -характеризует проблему надежности человеческого фактора как безнадежную.

    Выход - в усилении юридической ответственности за жизнь своих граждан со стороны государства и работодателей.

    Остановимся вкратце на этих проблемах.

    Рассматривая процесс психологического обеспечения надежности человека в профессиональной деятельности, я исповедую гуманистическую идеологию человеческого фактора. Суть которой в том, что трудовой процесс рассматривается не как самоцель, а как условие развития, формирования и воспитания человека в профессии. Поскольку психологическое обеспечение рассматривается применительно к летной профессии, будет уместно дать одно пояснение. Летным трудом занимается психология опасных профессий, одной из центральных задач которой является формирование человеческой и профессиональной надежности. Надежность выше у социально активной личности, у которой глубже нравственные основания поступков: взять ответственность на себя, проявить личное мужество во благо другим. Человек полезен, интересен, необходим, дорог не только как носитель результата труда, но и как источник душевного обогащения других людей и общества в целом. Отсюда проистекают духовные ориентиры и методология подготовки профессионалов опасной профессии. В этом ракурсе психологическое обеспечение выступает как средство создания общественной установки у руководителей авиационных сообществ на формирование таких условий труда и жизни, когда в центре сознания личность обучаемого. В соответствии с этим формируется целеполагание профессионального обучения: наполнение мотивационно - потребностной сферы авиатора нравственным содержанием конечного результата труда. Профессиональные знания, умения, навыки выступают не в качестве центрального интереса личности, а как средство развития своих интеллектуальных и общечеловеческих возможностей и сущностных сил. Сущностная сила личности опасной профессии зиждется на нравственном фундаменте - преодолей себя, сделай добро, защити. Поэтому сам процесс обучения пронизан воспитательным императивом: незнание, слабость духа и тела в их профессии обернутся горем для других.

    Социальными задачами психологического обеспечения специалистов опасной профессии является:

    - создание вокруг их деятельности такого социума, который бы обеспечивал реализацию ими же добровольно избранного права на риск, права на самостоятельный высший нравственный выбор и решение в случае реальной угрозы для жизни;

    - формирование профессионально важных качеств, которые снизят отрицательное воздействие тех факторов полета, к которым организм генетически не был достаточно адаптирован;

    - формирование в процессе обучения психологической установки общественного сознания педагогов на готовность экипажа к нестандартному поведению, диктуемые реальной и конкретной полетной ситуацией.

    Дело в том, что в опасной профессии нередко летчик попадает в ситуацию. когда возникает необходимость расширять рамки риска. Риск в данном случае выступает как черта профессионализма. Профессиональная надежность выступает как функция человеческой надежности, включающей в себя: высокий уровень критической осознанности своих возможностей и подготовку себя к экстремальным условиям. Восхождение к профессиональному мастерству возможно только через самосовершенствование, саморегуляцию и саморазвитие, пролонгированную мотивацию и положительную оценку труда окружающими. Самоорганизация человека - высшая форма дисциплинированности. Снижение надежности человеческого фактора проявляется не только в напряженных ситуациях. Общим психологическим основанием ненадежности является снижение активности личности. Анализ поведения экипажей и должностных лиц, осуществляющих управление полетом, показал, что ключевой сложностью для них является переживание ответственности за принятое решение. Ошибки в решении происходят не столько из-за профессиональной неподготовленности, сколько из-за «человеческой жидкости»: конформизм, слабое чувство достоинства, «паралич» воли, синдром чужой спины.

    Психологическое обеспечение психолого-педагогического процесса становления надежности в летной профессии невозможно без учета влияния взаимодействия биологического и социального на продуктивное поведение.

    Отсюда проистекают неосознаваемые действия по нарушению инструкций. Структура, порядок действий определяется нормативным регламентом, который, как правило, отражает технологическое развитие последовательности событий особенно в аварийной ситуации, а действия летчик может совершать по другому алгоритму, соответствующему психическому образу происходящего. Гипотеза о случившемся нередко формируется не самим знанием или объективным сигналом о начале аварийной ситуации, а неосознанным предсигналом, выступающим в качестве первичного импульса, организующего внимание и мышление. Отсюда сложность в создании дидактического учебного материала, который бы опирался больше на субъективный порядок следования физических сигналов, так как в аварийной ситуации умственная модель события является источником решения, а приборная -лишь инструментом.

    Отсутствие у методистов обучения достаточных знаний о тех психических закономерностях, которые регулируют психические состояния, поведенческие акты, предвидение, решение, инсайт приводят к социальной и правовой незащищенности лиц опасной профессии в случае их неадекватного, ошибочного поведения, приводящего к аварии или к катастрофе. Именно в процедурах расследования летных инцидентов в концентрированном виде проявляется психологическая невежественность и социальная агрессивность по отношению к человеческому фактору. Человек рассматривается вне его биологической природы, социально-психологической организации, а иногда даже вне анализа предводящих обстоятельств, превышающих его психофизиологические возможности.

    д). Проблема психофизиологических возможностей и ограничения человека.

    На сегодняшний день ею занимаются лишь авиационные врачи в плане врачебно-летной экспертизы. Попробую расширить мировоззренческую сторону этого дела, вводя социальные и психологические свойства профессионального здоровья. Незнание психофизиологических возможностей дают себя знать при расследовании летных инцидентов, когда в 75 - 80% случаев человеческий фактор выступает в качестве непосредственной причины инцидента. Все смешивается «в одну кучу»: недисциплинированность, слабый профессионализм, растерянность и пр. Укоренившийся общий методологический подход грешит отрицательным акцентом: человеческий фактор выступает не только как причина летного происшествия, но и как потенциальный носитель аварийности. Давно уже настало время этот авторитарный радикализм остановить. Начну с необычного тезиса: безопасность полета для летного экипажа - не самоцель, а средство, обеспечивающее эффективность и надежность действий при достижении заданного результата. Заданный результат, обратите внимание, достигается функционированием всей системы «летчик-самолет-управление полетом». В этой системе надежность экипажа в большей степени определяется пригнанностью авиатехники к экипажу, а пригнанность экипажа к технике и к диспетчерской службе определяет эффективность всей системы «летчик-самолет». Из этого следует, что человеческий фактор в его психофизиологической, социально-биологической составляющей имеет прямое отношение к созданию техники, подготовке экипажа и управления полетом.

    Итак, человеческий фактор выступает как интегральное качество не только объединяющее все элементы транспортной системы, но и осуществляющее регуляторную функцию содействия всем элементам в достижении полезного результата. Никакая автоматика, никакое управление с земли не могут придать системе «летчик - ЛА» свойство целеустремленности, кроме экипажа. Все затронутые в докладе вопросы должны быть в центре внимания при проведении психофизиологической подготовки пилотов.


Вернуться к списку

  Рейтинг:  отсутствует


Добавить ваш комментарий
 
 
 Форум 
Наши самолеты

Где можно выучиться на бортпроводника?

Добавлена новая опция модерирования - Доступ

С наступающими праздниками!

Человеческий фактор против ИИ


 Ваш выбор 
06-2008 Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки, д. т. н., проф. В. В. Косьянчук, к. т. н., доц. А. И. Наумов, ВВИА им. Н.Е. Жуковского, журнал «Проблемы безопасности полетов»




10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
06-09-2010 Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта, О. А. Бутырин, С. В. Клещенко - (ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»), Материал предоставил О. А. Бутырин
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей



 Архив сайта 
Просмотреть



 
   
     
     
© Aviahumanfactor.ru - 2007 
обратная связь