Поиск
   
     
   
     
 
 
Статьи :: Авиапсихология ::

Индивидуальные различия психодинамических особенностей у различных групп летного состава гражданской авиации, Зиньковская С.M.

Тезисы докладов научно-практической конференции Человеческий фактор в условиях перехода авиакомпании к управлению безопасностью полетов, Под редакцией доктора медицинских наук, профессора В.В. Козлова, Москва - Шереметьево


    Индивидуальные различия психодинамических особенностей у различных групп летного состава гражданской авиации.

    Зиньковская С.M., доцент Уральского учебно-тренировочного центра ГА, доктор психологических наук,

   

    фото: Взлет 2007

    В статье рассматривается статистическая оценка средних показателей индивидуально-психологических особенностей у летчиков гражданской авиации. Исследование проводилось на базе Уральского учебно-тренировочного центра ГА и авиакомпании «Уральские авиалинии». В нем принимали участие 250 человек (пилоты, штурманы, бортинженеры). С помощью вопросника диагностировались свойства темперамента, исходя их функционально-компонентной его модели (А.И. Крупнов). Именно они в своеобразном сочетании будут определять особенности профессиональной деятельности летного состава. Деление групп производилось на основе уровня выраженности успешности в профессиональной деятельности. Сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик личности в зависимости от уровня выраженности успешности опирается на статистическую значимость различий в выраженности различных компонентов личностной и профессиональной активности летного состава, выявленные с помощью t-критерия Стьюдента.

    Рассматривались следующие показатели экспертной и самооценки личностной и профессиональной активности летного состава: профессиональная компетенция и отношение к работе. В профессиональную компетенцию входили такие показатели как: профессиональные знания и навыки, т.е. информация, которой должен владеть работник, чтобы успешно выполнять свою работу, опыт работы (практические знания и навыки), теоретическая подготовка и допуск к полетам, т. е. наличие соответствующего метеорологического минимума (или категории ИКАО). В компетенцию отношения к работе включались следующие показатели: дисциплинированность (соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил ношения форменной одежды, четкое и своевременное исполнение требований непосредственного руководителя), принятие решений (умение разбираться в ситуации и принимать оптимальные решения), сотрудничество с членами коллектива (отношения с коллегами), ответственность (т.е. добросовестное и качественное выполнение должностных обязанностей) и качество работы (соблюдение технологической дисциплины при выполнении полетов). Полученные данные свидетельствуют о том, что статистически достоверные различия в группах высоко- (ВП) и хорошо профессиональных (ХП) членов летных экипажей обнаруживаются в показателях интеллектуальной ригидности в сфере общей активности темперамента и застревающей акцентуации характера (р=0,01), импульсивности в регуляторно-динамическом компоненте темперамента и эгоцентрической направленности в межличностных отношениях (р=0,05).

    Пятипроцентного уровня значимости достигает также показатель циклотимической акцентуации характера. На уровне тенденции различаются показатели инициативности (регуляторная интернальность), ригидности в коммуникативной сфере темперамента, критичность в межличностных отношениях с окружающими. Что касается других переменных, то по ним не обнаружилось значимых различий. Эти данные свидетельствуют о том, что, с одной стороны, обнаруживается общность в обеих группах летного состава в проявлениях личностной активности в профессиональной деятельности, с другой стороны - имеются и достоверные различия.

    Низко профессиональной группы летчиков не выделилось, поскольку выборка представителей данной профессии очень специфична, эти люди проходят специальный психологический отбор.

    Психологический смысл полученных различий сводится к тому, что у высокопрофессиональной (ВП) группы летного состава более выражены свойства интеллектуальной ригидности (ХП - 16,8, ВП - 20,9), импульсивности (ХП - 7,6, ВП - 11,2), регуляторной интернальности (ХП - 29,1, ВП - 31,8) в инициативных проявлениях, более выражено застревание (ХП - 8,0, ВП - 10,8) и циклотимия (ХП - 11,0, ВП - 12,6) в характере, эгоцентричность (ХП - 5,2, ВП -5,9) и критичность (ХП - 3,1, ВП - 4,1) в межличностных отношениях. Они адекватно оценивают свою деятельность в профессиональном плане.

    Мы рассмотрим различия у высоко профессиональных и хорошо профессиональных групп летного состава на психодинамическом уровне структуры человеческого фактора последовательно. Результаты статистической обработки психодинамических особенностей личности представлены в таблице 1.

    Как видно из таблицы, выделилось три значимых различия в показателях активационно-эргического и регуляторно-селективного компонентов темперамента. Показатели эмоционально-аффективного компонента оказались статистически незначимыми.

    Ригидность в сфере общения может проявляться в использовании стандартной фразеологии в процессе радиообмена или коммуникации в кабине воздушного судна, или в психологической особенности наших летчиков летать относительно постоянным составом экипажа, когда привыкаешь к индивидуальному стилю деятельности того или иного члена экипажа. Коммуникативная ригидность у высоко профессиональной группы чуть выше, что может проявляться в их большей дисциплинированности в ведении радиообмена и меньшим числом психологических ошибок коммуникативного характера (напр., подача команды не полностью, сокращенно, или замена речевой команды жестом и др.).

    Таблица 1

    Статистическая оценка средних показателей свойств темперамента у различных групп летчиков гражданской авиации

   

    Примечание: здесь нули и запятые опущены, значимые показатели выделены жирным шрифтом.

    Итак, у высоко профессиональных летчиков на динамическом уровне природная предпосылка ригидности в коммуникативной и интеллектуальной сферах определяет такие профессиональные черты как обладание высокими профессиональными знаниями (а они должны быть в разных областях: метеорология, иностранный язык, аэродинамика, человеческий фактор и т.д.) и навыками (напр., пилотирования и др.). При этом теоретические знания и практические навыки у них выше, чем у хорошо профессиональных. Ригидность (или шаблонность, стереотипность мышления) может быть связана с традиционными привычными действиями летчика, выполнением строго алгоритмизируемых процедур и решением интеллектуальных задач, прописанных в большинстве случаев в руководящих документах. Выполнение определенных интеллектуальных задач в процессе профессионализации становится привычным. Данные профессиональные черты определяет и такое свойство как импульсивность в саморегуляции динамических особенностей, т.е. тех же психомоторных навыков. У высоко профессиональных летчиков психомоторные навыки отличаются высоким качеством, точностью и непроизвольностью выполнения, что экономит летчику время на принятие решения в сложной, нестандартной ситуации или в ситуации неопределенности.

    Таким образом, мы рассмотрели индивидуальные различия психодинамических особенностей у различных групп летного состава гражданской авиации.



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий