Поиск
   
     
   
     
 
 
Статьи :: Герои ::

Юрий Сенкевич - ПОДАРИТЬ МИРУ МИР

Ольга Колесниченко, www.aviahumanfactor.ru


Содержание:


    Юрий Александрович Сенкевич вел самую популярную в нашей стране телевизионную передачу «Клуб кинопутешественников» на протяжении 30 лет (с 1973 года по 2003 год). Он ушел в возрасте 66 лет, в расцвете творческих сил, внезапно, рано утром, работая над очередным выпуском своей телевизионной передачи 25 сентября 2003 года. Никто не смог заменить Юрия Сенкевича. Секрет народной любви заключался в том, что сам Юрий Александрович очень любил людей. Как врач, психолог, естествоиспытатель, философ, журналист он говорил: «К счастью, мне не приходилось встречаться с человеконенавистниками. На самом деле, человек должен любить себе подобных. И это совсем не тяжело, просто не нужно бесконечно сравнивать себя любимых с другими – это путь в никуда». Режиссер и продюсер «Клуба кинопутешественников» Леонид Ниренбург вспоминает: «Мы пропутешествовали с ним вместе 30 лет. И я понимаю, как трудно найти верные слова, чтобы передать масштаб этой личности… Порой я удивлялся его суждениям: едва взглянув на человека, он мог понять, как тот поведет себя в сложных ситуациях».

   

   

Космизм и евразийство – достояние отечественной философской мысли

    На протяжении большего периода времени существования передачи, телезрители огромной страны не могли и мечтать о том, чтобы поехать в какой-нибудь экзотический уголок мира. В советские времена внешний мир казался чем-то иллюзорным. Но не эта тема была лейтмотивом телевизионных рассказов Юрия Сенкевича. Он не пытался удивить советских людей недоступными заграничными красотами и тайнами. Уникальность самой атмосферы «Клуба кинопутешественников» была обусловлена тем, что Юрий Сенкевич вышел из космонавтики, он был специалистом в области космической медицины и психологии, и поэтому имел особое мировоззрение.

    Юрий Александрович был автором более 100 научных работ по космической психофизиологии и экстремальной медицине, лауреатом Государственной премии СССР, кандидатом медицинских наук и полковником медицинской службы – известным ученым в мировой космонавтике, работавшем в Институте медико-биологических проблем и приглашаемым на зарубежные конференции по космонавтике. Иными словами, нужно действительно «заглянуть в глаза» бездне холодного космоса, чтобы понимать, как прекрасна наша планета. Нужно много общаться с теми, кто рвется в космическую пустоту и потом благополучно возвращается оттуда, чтобы сделать простой вывод – нет ничего ценнее земного дома. Вот что объяснял нам в каждом своем сюжете кандидат в космонавты Юрий Сенкевич. Он дарил нам уникальный и неповторимый мир заново, как будто он рассмотрел его оттуда, из черного космоса… Мы вместе с ним восхищались разнообразием растительного и животного мира, географическими изысками, рукотворными жемчужинами многочисленных этнических культур человечества.

    В области космонавтики есть такое философское направление – космизм. Это давняя дискуссия человечества о глобальных перспективах развития цивилизации и угрозах техногенного прогресса, о формировании новой культуры «всемогущего человечества», способного преодолеть земное притяжение, об угрозах экспансии в космос, если хотите. Каждый сентябрь в живописном городке Калуге проходят «Циолковские чтения», на которых космисты из разных стран мира рассуждают об этических и гуманитарных проблемах освоения космоса. Можно встретить много тревожных мнений именитых ученых о том, что человечество пока еще не осознало своей ответственности за жизнь планеты. Нет еще понимания, какой разрушительной силой научного потенциала и технологий владеют люди. Да и в работах теоретиков освоения космоса можно встретить страшные идеи о «демонтаже» Земли, неадекватном использовании ее природных ресурсов, и, даже, о возможных новых гуманитарных катастрофах в будущей космической эре.

    Каждый сентябрь посетители Калуги делают свой маленький вклад в сохранение нашей цивилизации. Юрий Сенкевич боролся за «умы человечества» каждое воскресенье на Первом канале телевидения в своих передачах. Философским космизмом была пронизана вся его творческая деятельность. Иначе и быть не могло. Юрий Сенкевич воспитал не одно поколение в любви к своей цивилизации. Мне кажется, что вклад Юрия Сенкевича в философскую мысль русского космизма, в это краеугольное философское направление, даже больше, чем вклад в искусство телевидения.

    Будучи действительно настоящим путешественником, посмотрев мир и побывав в 125 странах, больше всего Юрий Сенкевич любил природу Камчатки. В последние годы «Клуб кинопутешественников» рассказывал в каждом выпуске о России. «Россию очень мало знают – я и сам ее для себя каждый раз открываю заново. У нас есть программа «Телевизионный атлас России», в рамках которой мы по очереди снимаем все 89 регионов, – делился творческими планами Юрий Александрович в последний год жизни – И мы должны это делать, потому что человек не может любить, не зная. Мы всю жизнь любим то место, где выросли, потому что впитали это с детства, выросли вместе с этими деревьями и этой травой».

    Два известных кредо Юрия Сенкевича: «Интерес к своему прошлому – признак цивилизованности нации» и «Мы не знаем Россию, а для того, чтобы любить страну, надо ее знать» – выдавали в нем не только журналиста и путешественника. В ученых кругах космонавтики, а Юрий Александрович был академиком Российской Академии Космонавтики, в начале нового века стали активно обсуждаться проблемы связи космизма с евразийством. Естествоиспытатели, философы, политики, глобалисты высказывались об общем гуманистическом и социокультурном начале этих двух направлений. «Новая мировая культура» формируется не только в рамках космической эры, но и в условиях синтеза национальных культур России–Евразии, как срединного континента между Европой и Азией. Геополитическое пространство Россия–Евразия стало рассматриваться в качестве источника решения проблем сохранения мира на планете в целом. Не случайно Юрий Сенкевич, считая свои передачи просветительскими (таковыми они и были), а не развлекательными, развивал тематические направления, делая все больше акцентов на Евразийском пространстве. Вот и последней его экспедицией стала поездка в 2003 году в Каспийский регион – международный проект «Каспий: партнерство во имя будущего».

    Прошло уже три года без Юрия Сенкевича, а значение его творчества становится все более востребованным, амплитуда столкновений двух культур (европейской и азиатской) современной цивилизации возрастает. Сегодня есть разные жанры телевизионных массовых передач о жизни планеты – политические, исторические, рассказывающие только лишь о флоре и фауне. Но нет целостного философского взгляда на единое гуманитарное пространство, как это было у Юрия Сенкевича. Когда пишут, что лучшей наградой для Юрия Сенкевича является светлая народная память о нем, это не совсем правильно. Как для ученого, философа-космиста, лучшей наградой было бы сохранение и продолжение, развитие его творческих идей, его мировоззрения, того направления в телевизионной журналистике, которое он создал.

   

   

Взгляд Юрия Сенкевича

    В ноябре 2002 года, за год до безвременной кончины Юрия Александровича, мне выпал уникальный шанс увидеть легендарного ведущего «Клуба кинопутешественников». Совсем недалеко от Шереметьевского международного аэропорта находится экспериментальная база Института медико-биологических проблем. Я помню, что в тот день было уже очень холодно. Я буквально ворвалась в теплый «иммерсионный» корпус после длительных ожиданий на автобусной остановке «Планерная» и тряски в медленно плетущемся промозглом двухсалонном автобусе. Замерзшими пальцами я судорожно вынимала пробирки из сумки-термостата, в голове была только одна мысль – не разбила ли я их по дороге в толчее. Шел важный институтский эксперимент по исследованию влияния на человека факторов космической невесомости. Вокруг также, в быстром темпе, носились с пробирками и различными медицинскими приборчиками молодые исследователи. И вдруг, все замерло.

    В коридоре корпуса появилась группа людей (это была группа «телевизионщиков»), в центре которой бодро шел Юрий Александрович Сенкевич. Я узнала его сразу и не поверила своим глазам. Прямо передо мной стоял человек-легенда, «сказочник из детства», мягкий, бархатистый голос которого я слушала каждую неделю, сколько себя помню. Широкая лучезарная улыбка и очень внимательный взгляд – вот что врезалось в память. Юрий Александрович был искренне удивлен и обрадован, увидев, сколько молодежи бегает вокруг с научно-озабоченными лицами. Известно, что Юрий Сенкевич очень переживал по поводу плачевного состояния космической науки после развала СССР. Что ж, он увидел представителей того поколения, которое он воспитывал. Это ребята, интересующиеся естественными науками, «болеющие» другими планетами, мечтающие о новых открытиях, спорящие о будущем человечества… Это его последователи.

    Юрий Александрович пожелал нам удачи и в окружении своих ассистентов, соблюдая жесткий график киносъемок, приступил к работе. В последний год своей жизни он подготовил кинофильм, посвященный покорению космоса. Вскоре он покинул корпус, но оставил после себя ощущение света и доброты. Когда я стояла рядом с ним, в голове промелькнула мысль, что это очень сильный духом человек. И эта сила буквально передавалась от Юрия Александровича. Глядя в его глаза, казалось, что нет ничего недостижимого в жизни, что можно и в космос полететь, и попасть в любую точку земного шара.

   

   

Дорога, благословленная богом Солнца Ра

    По воспоминаниям Ксении Николаевны, супруги Юрия Александровича, для главного «кинопутешественника» распад СССР был настоящим ударом. Остановились интересные, не знающие аналогов проекты. «Клубу кинопутешественников» пришлось выдержать серьезное испытание. Я помню, в самом начале «перестройки», когда открылся железный занавес, политическим рикошетом задело и телепрограмму Юрия Александровича. Можно было услышать: «Не хотим видеть мир глазами Сенкевича!». Но актуальность и популярность программы совершенно не изменились, несмотря на все увеличивающуюся пресыщенность россиян зарубежным отдыхом. Это и понятно. Не рассказ о туристических местах был смыслом «Клуба кинопутешественников». Юрий Сенкевич оказался выше политических обстоятельств, он выиграл.

    Путь Юрия Сенкевича как профессионального путешественника начался со встречи с мировой знаменитостью Туром Хейердалом. Их творческие интересы пересеклись на долгие годы. Экспедиции норвежского путешественника Тура Хейердала несли и научно-историческую миссию (путешествия на папирусной лодке «Ра» через Атлантический океан должны были доказать существование у древних народов трансокеанских контактов), и гуманистическую социальную миссию. Юрий Сенкевич рассказывал в своих интервью об интернациональной миссии экспедиции: «Это был 1969 год, в мире перед этим как раз грохнули два крупных конфликта: арабо-израильский и наше вторжение в Чехословакию. Мир был расколот. И Хейердал в русле своих тогдашних идей решил собрать на этой лодке из папируса еврея из США (кстати, бывшего военного), араба, русского... Кроме того, были японец, марокканец, итальянец, темнокожий африканец из Чада». Включению советского специалиста в экипаж «Ра» поспособствовали глава государства Никита Хрущев и президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш.

    Всего Юрий Сенкевич участвовал в нескольких крупнейших и рискованных экспедициях. В 1966-67 годах – в советской антарктической экспедиции на станцию «Восток», в 1969-70 годах – в экспедициях Тура Хейердала на лодках «Ра» и «Ра-2» через Атлантический океан, в 1978-79 годах – в экспедиции на «Тигрисе» по Индийскому океану. В 1979 году участвовал в медико-психологическом обеспечении экспедиции Дмитрия Шпаро к Северному полюсу, в 1981-82 годах – в подготовке первой советской экспедиции на Эверест, в 1984 году – в экспедиции Тима Северина на лодке «Арго». В экспедициях Юрий Александрович проводил уникальные научные исследования в области психофизиологии, психологии, антропологии и социологии в условиях экстремального воздействия на человека. Накопленный опыт он применял при медико-психологической подготовке космических полетов на орбитальной станции «МИР». Кстати сказать, именно Юрий Александрович, благодаря своему глобальному философскому мировоззрению, подал идею и убедил Сергея Королева готовить в космонавты не только военных летчиков, но и врачей.

    Юрий Сенкевич – автор известных и популярных книг «На Ра через Атлантику», «В океане Тигрис», «Путешествие длиною в жизнь». Во время экспедиций он успевал писать для журналов «Дружба народов» и «Космический альманах». Программа «Клуб кинопутешественников» занесена в книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный и успешный проект в тележурналистике. Юрий Сенкевич был удостоен звания «Человек-легенда», лауреат отечественных премий «Российский Национальный Олимп», «ТЭФИ» и «Хрустальный глобус», а также многочисленных международных премий во Франции, Швейцарии, Германии и Италии. Юрий Александрович являлся академиком Российской телевизионной академии и Российской академии космонавтики, кавалером орденов «Дружбы народов» (СССР), «Знак почета» (СССР), «Офицер династии Аллауитов» (Марокко), «Орден за заслуги» (Египет), «За заслуги перед Отечеством IV степени» (Россия). Он был избран президентом Ассоциации путешественников России, членом Союза журналистов России, сопредседателем Фонда международной гуманитарной помощи и сотрудничества. Успел сняться в художественном фильме Марлена Хуциева «Послесловие». Именем легендарного путешественника назван российский танкер, грузоподъемностью в 100 тысяч тонн.

   

   

О просвещении на российском телевидении

    В последние годы жизни Юрий Александрович руководил программой «Клуб кинопутешественников» и был директором одноименной студии. Юрий Сенкевич заботился о просветительской роли телевизионных передач, развивал тематические передачи, вводил новые рубрики, работал над новым проектом «Телевизионный атлас России». Он умел видеть и открыть заново тот или иной уголок мира, уделяя особое внимание России. «В каждом человеке живет дух первооткрывателя – считал Юрий Сенкевич – Вокруг нас столько неизведанного… Путешествие вообще бесконечно».

    Его спрашивали в интервью о других телевизионных проектах про путешествия: «Discovery», «National Geographic», «Живая природа, BBC». Юрий Александрович отвечал, что, конечно, время великих географических открытий прошли, но «дело все в том, что открытия бывают разные». Он искренне сожалел, что в постсоветский период образовательные программы стали редким явлением на отечественном телевидении. «Если говорить о просветительском направлении на российском ТВ в целом, состояние дел оставляет желать лучшего. Я понимаю, что шоу, фильмы и развлекалочки за счет рекламы приносят больше денег. Но не надо забывать о тех, кто растет» – говорил Юрий Сенкевич.

    Его беспокоил интеллектуальный уровень подрастающего постсоветского поколения: «Я всегда очень хорошо относился к молодежи и до сих пор отношусь. Я вовсе не считаю ее ни о чем не думающей, отвратительной и т.д. Мне, конечно, очень жаль, что в страну пришли наркотики, СПИД, нам в этом плане повезло гораздо больше. Мы думали о каких-то гораздо более простых вещах. Единственное, на что мне очень больно смотреть сегодня – на огромное количество наркоманов и беспризорников». О таких проектах, как «Последний герой» Юрий Александрович дипломатично высказывался: «Я в свое время учил космонавтов выживать в различных экстремальных условиях. В принципе, любой человек должен быть готов к выживанию в подобных условиях, с этой точки зрения мне этот проект нравится. Другое дело, что им приходится кого-то выкидывать, потому что где-то впереди маячат деньги, это, конечно, плохо чисто по-человечески».

   

   

Послесловие: наука выживания

    Сегодня хотелось бы вспомнить один эпизод из рассказов Юрия Сенкевича. Во время плавания на лодке «Ра» в океане случилось настоящее кораблекрушение – после шторма команда чуть не утонула. На распиленных частях плота лодку еле удавалось поддерживать. На сигнал «SOS» откликнулась какая-то яхта. Юрий Александрович вспоминал: «Счастливые от близящегося спасения, мы выбросили за борт все лишнее – бочку с солониной, глиняные кувшины с водой, даже хлеб, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни…». К счастью, экипаж «Ра» выжил. Эта история, как маленькая модель выживания. Как будто бы сам Юрий Сенкевич, пережив ее однажды, в дальнейшем доносил ее уроки до наших умов, особенно после распада Советского Союза. В океане социальных проблем XXI века не стоит торопиться выкидывать за борт то, что имеем, можно и не выжить. Юрий Сенкевич не только дарил миллионам «свой мир», он, по сути, был верен первой своей профессии – учил нас науке выживать на планете Земля.



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий