Поиск
   
     
   
     
 
 
Статьи :: ПБП ::

ИСТОЧНИКИ И СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

д.т.н. Ю.В. Попов, журнал «Проблемы безопасности полетов»


    В статье «Информационные основы расследования авиационных происшествий» («Проблемы безопасности полетов», № 2, 2007) мы рассмотрели понятия «информация» для расследования авиационных происшествий и пришли к выводу, что информация по своему значению подразделяется на два вида: ориентирующую и доказательную.

    Такое разграничение обусловлено тем, что только доказательная информация может быть использована для установления истиной причины авиационного происшествия (АП). Поэтому к этому виду информации предъявляются повышенные требования. Она должна отвечать определенным требованиям относительности, достоверности, допустимости.

    Относительность доказательной информации к АП означает, что обстоятельства и факты имеют существенное значение для правильного рассмотрения и установления причины АП. Под достоверностью доказательств понимается их соответствие требованиям закона относительно источника, способа получения и закрепления фактических данных. Что касается признака допустимости, можно выделить следующие принципиальные требования, несоблюдение которых приводит к потере фактическими данными доказательной силы:

    - фактические данные могут быть использованы в качестве доказательств только в том случае, если они получены из установленных источников;

    - доказательства должны быть получены соответствующим узаконенным способом. В качестве таковых выступают исследования всех материалов, которые относятся к данному АП.

    Последнее из перечисленных требований предполагает установленный методическими рекомендациями порядок проведения исследований, нарушение которых приводит к потере доказательств. Сюда можно отнести и порядок написания акта о фиксации фактических данных. Нарушение методики проведения исследований может привести к возможности признания проведенных исследований к недопустимому источнику фактических данных. Очевидно, признак допустимости доказательств и является основным критерием разграничения доказательной и ориентирующей информации. Возникает закономерный вопрос: в чем отличие доказательной информации от доказательства?

    Для ответа на этот вопрос воспользуемся понятиями, которые используются в теории доказательств [1]. Это сущность и средства доказывания, источник доказательств, предмет и пределы доказывания, субъект доказывания. Доказывание представляет собой процесс установления истины, ее познание, обоснование представлений о ее содержании. Всякая истина есть не только верное суждение, т.е. суждение, соответствующее фактам. Всякая истина есть, кроме того, суждение обоснованное, т.е. суждение, высказывание которого сопровождается указанием оснований, в силу которых оно истинно и должно быть признано истинным. Есть суждения, истинность которых удовлетворяется простым восприятием. Такие суждения называются непосредственно очевидными и не нуждаются в доказательстве. Суждения, истинность которых не имеет непосредственной очевидности, доказывается, т.е. приводятся к очевидности, посредством указания оснований, в силу которых они являются истинными. В широком смысле слова доказыванием называется всякий способ уяснения оснований, по которым известное суждение считается истинным. Сущность доказывания заключается в собирании, исследовании, оценке и использовании фактов об АП. В действительности это познавательный и удостоверительный процесс. Таким образом, доказывание – это действия. Дадим определение доказывания – это деятельность, познавательная и удостоверительная, компетентных государственных органов по установлению причин АП. Комиссия по расследованию АП, устанавливая при помощи доказательств обстоятельства АП, точно так же, как и в любых других областях человеческой деятельности, переходит от чувственного восприятия отдельных факторов, признаков, свойств тех или иных объектов, играющих роль доказательств, к логическому осмыслению воспринятого, к рациональному мышлению. Будучи разновидностью всеобщего процесса познания, обнаруживая все его значительные свойства, доказывание имеет и свои особенности при расследовании АП. Как известно, исследование обстоятельств и установления причины АП протекает по единым законам познания с соблюдением логических правил и способов определения истины. Однако условиям и содержанию этого исследования свойственна и существенная специфика. Оно:

    а) ограничено определенным сроком;

    б) сочетает познавательную и удостоверительную задачи;

    в) направлено на выявления всех факторов, из-за которого произошло АП, что позволяет применение таких приемов исследования, как типизация, обобщение;

    г) обязательно завершается принятием решения, имеющего судьбоносные юридические последствия.

    АП к моменту его расследования находится уже в прошлом и факты, его составляющие, не могут быть объектом непосредственного восприятия членами комиссии. Однако после АП остаются факты, к которым относятся: последствия АП (следы, образовавшиеся во время разрушения ВС); детали, агрегаты, приведшие к АП; обстоятельства, способствующие АП; обстоятельства, относящиеся к персоне, которое принимало участие в развитии АП.

    Установление истины АП в процессе расследования осуществляется путем доказывания обстоятельств, совокупность которых привело к АП. Доказывание есть выяснение связей между данным явлением, фактом и обосновывающими его другими факторами, явлениями. Эти связи носят объективный характер. Они существуют вне зависимости от воли лица, осуществляющего расследования. В процессе доказывания они выявляются, познаются, позволяют убедиться в истинности того или иного предположения. Средством такого убеждения служат доказательства. Истина в доказывании устанавливается с помощью неких средств. В качестве средств доказывания, выступают фактические данные, сведения о фактах. Данное понятие не противопоставляется источникам доказательств. Связь между двумя этими понятиями вовсе не преуменьшается – наоборот, четкое разграничение доказательств и источников их получения способствует объективной оценке доказательств, правильному решению вопроса об их достаточности. Доказательство – это не просто средства доказывания, но и еще и источники этого доказательства. Таким образом, наблюдается неразрывная связь между двумя этими элементами. Следовательно, доказательство следует рассматривать именно как систему, представленную двумя указанными элементами.

    Средства доказывания и источник доказательства являются системой для получения доказательной информации. Поэтому можно утверждать, что доказательство и доказательную информацию получают единым методом, в результате проведения действий по сбору, обобщению и анализа всех совокупных данных, относящихся к АП.

    Одним из главных условий успешного проведения расследования является возможность исследования источников доказательства происшествия. К ним, в первую очередь, относятся бортовые устройства регистрации (БУР) параметрической и звуковой информации, полетная документация, части ВС, в особенности со следами характерного разрушения, отложения льда, пожара, соприкосновения с посторонними предметами, следы, оставленные ВС и его частями при столкновении с землей и препятствием. Источники доказательств на месте АП могут быть подвержены влиянию различных неблагоприятных факторов (атмосферных осадков, пожару, огнегасящим жидкостям и т.п.). Поэтому одной из задач при аварийно-спасательных работах является сохранение источников доказательства. И, в первую очередь, необходимо найти накопители информации БУР.

    Важным источником доказательной информации являются документы, находящиеся на борту ВС [2]:

    - свидетельство о регистрации ВС;

    - удостоверение о годности ВС к полетам;

    - бортовой журнал;

    - журнал санитарного состояния ВС;

    - задание на полет;

    - бортовой журнал радиосвязи;

    - сборник аэронавигационных данных;

    - план полета;

    - штурманский бортжурнал;

    - инструкция по производству полетов на данной воздушной трассе;

    - сопроводительная ведомость, документы на груз и почту;

    - заявка на полет (при выполнении специального задания).

    Вся документация, найденная на месте АП, должна быть собрана и сохранена до приезда комиссии по расследованию. Если на обломках ВС имеются следы сажи и льда они должны быть зафиксированы путем фотографирования и составления акта.

    Таким образом, источник доказательной информации определяется как отправная точка расследования АП, а способ – это действия, направленные на ее получение. Ориентирующую информацию члены комиссии получают из результатов обработки и анализа зарегистрированной информации БУР, предварительного исследования следов, возникших при АП.

    Кратко рассмотрим способы получения ориентирующей информации при расследовании АП. Лица, производящие аварийно-спасательные работы на месте происшествия до прибытия комиссии, должны принять меры по сохранению вещественных доказательств. В первую очередь необходимо найти защищенные бортовые накопители (ЗБН) информации БУР. Если при происшествии возник пожар, то поиск и изъятие ЗБН является первоочередной задачей после спасения людей.

    Поиск ЗБН, в первую очередь, должен осуществлять среди тех частей ВС, где они устанавливаются. Если они там не были обнаружены, то поиск следует производить среди всех остальных обломков, в начале по направлению основного разброса. При поиске разрешается перемещать и разбирать обломки, если сохранности ЗБН угрожает пожар, агрессивная жидкость или ЗБН разрушен и его носитель может получить дополнительные повреждения. Перед извлечением из обломков ЗБН его необходимо сфотографировать.

    Если АП произошло над водной поверхностью, и обломки ВС затонули, то поиск вещественных доказательств и ЗБН затруднен. Зарубежные ЗБН и современные ЗБН отечественного производства оборудованы радиомаяками, которые начинают работать при попадании в воду. Место нахождения ЗБН под водой определяется методом локации сигналов, передаваемых радиомаяком. Поднятие ЗБН на поверхность осуществляется водолазами или глубоководным манипулятором. После поднятия ЗБН на поверхность его фотографируют. В дальнейшем ЗБН помещают в тару (контейнер) для отправки в лабораторию. Вскрывать ЗБН на месте происшествия категорически запрещено.

    На месте АП приходится решать сложные задачи расследования: найти, установить и надлежащим образом зафиксировать всю доказательную информацию о механизме совершенного происшествия, которые затем приведут к установлению истиной причины. Поэтому осмотр места происшествия является одним из важнейших действий по выявлению источников доказательной информации при расследовании АП. Причем на определенном этапе осмотр места происшествия выступает интегрирующим действием по выявлению источников доказательной информации. А затем наоборот: дифференцирующим действием, в результате применения которого возникает необходимость выделения ряда самостоятельных действий на месте АП.

    Осмотр места происшествия, как указывалось ранние, является сложной и важной задачей при расследовании АП. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, осмотр АП производится после каждого происшествия. Во-вторых, он проводится раньше других действий по расследованию АП. В-третьих, никакие другие действия по расследованию АП не могут соперничать по информативности с ним, если АП произошло из-за отказа авиационной техники.

    Метод осмотра места происшествия является исследованием с помощью научно-технических и тактических приемов и средств на основе диалектического метода познания в своеобразных условиях того места, где произошло АП. Можно отметить, что своеобразные условия существуют в бесконечных вариантах и ситуациях. Тем не менее, наука расследования АП обязана не только осмыслить их, но и охватить теорией, максимально помогающей вникнуть в их суть. В настоящее время теоретических работ по методам анализа места происшествия не существует. Все методики по этому вопросу разработаны на основе эмпирических познаний [2, 3]. Имеется достаточно статистики для того, чтобы создать математические модели, которые по выявленным источникам доказательной информации на месте происшествия определяли бы причинно-следственную схему расследования АП.

    Осмотр места АП в целом направлен на собирание и исследование источников доказательной информации в целях установления истины. Обработка и анализ зарегистрированной информации БУР позволяет уточнить процесс развития АП. С помощью полученной информации решаются конкретные специфические задачи. Первостепенное значение среди них имеют:

    - изучение общей обстановки места происшествия, выяснения его характера и главных обстоятельств;

    - обнаружение, фиксация, изъятие, исследование и оценка следов, возникших при столкновении ВС с препятствием, иных доказательств;

    - получение исходной информации, зарегистрированной БУР, необходимой для разработки версий о характере АП и действиях экипажа;

    - получение данных об обстоятельствах, способствующих АП.

    Осмотр места АП почти всегда носит комплексный характер: одновременно приходится осматривать и местность, и обломки ВС, и документы, а иногда и трупы. Однако от этого он не становится простой суммой осмотров. Различные объекты образуют на месте происшествия не механический конгломерат, а уникальную совокупность взаимосвязанных материальных следов происшествия. Исследование этой совокупности и составляет предмет, содержание и конечную цель осмотра места происшествия.

    Общими тактическими правилами осмотра места происшествия являются: своевременность; объективность; всесторонность и полнота; активность; методичность, целеустремленность и последовательность; непрерывность; взаимодействие со следственными органами, специалистами и экспертами.

    Источниками доказательной информации являются очевидцы происшествия. Информацию от очевидцев получают методом опроса. Опрос должен осуществляться подготовленными специалистами. К очевидцам относятся лица, которые наблюдали ВС и слышали странные звуки в момент происшествия или непосредственно перед ним. Опрос – это действие, содержанием которого является получение и фиксация показаний очевидцев об известных им фактах относящихся к АП. К опросу предъявляются следующие требования: объективность, полнота, целеустремленность, активность.

    Критериями применения тактических приемов опроса являются: законность и нравственность, научность, целесообразность.

    Опрос очевидцев проводится по согласованию с представителем прокуратуры. Опрос может дать ценную информацию о происшествии. Его необходимо проводить как можно быстрее после АП. Первоначальные показания обычно самые точные. Для фиксации сведений, высказанных очевидцем, целесообразно использовать диктофон. Опрос можно проводить в два этапа. На первом этапе рассказ очевидца не должен перебиваться вопросами. На втором этапе необходимо задавать уточняющие вопросы.

    После проведения опроса всех очевидцев наступает стадия восполнения и оценки полученных данных. На этой стадии решаются три задачи:

    - восполнения полученных данных с учетом анализа места происшествия и зарегистрированной информации БУР;

    - критическая оценка полноты и достоверности полученных данных;

    - определение причин их недостоверности или неполноты.

    При осмотре места происшествия наилучшим средством регистрации картины происшествия является фотосъемка, видеосъемка и запись увиденного на диктофон. Два последних средства регистрации стали применяться в последнее время. Применение съемки, звуко- и видеозаписи способствует:

    - получению наглядного иллюстративного, доказательного и ориентирующего материала;

    - выявлению таких объектов, следов и фактов, которые, находясь за пределами порога чувствительности органов зрения и слуха, не воспринимаются обычным способом.

    Фотосъемка обстановки, следов и других объектов при осмотре места происшествия дополняет описание их в акте и записи на диктофон, дает наглядное представление о происшествии. Современные средства фото- и видеосъемки позволяют производить съемку в темноте, тумане, видеть то, что недоступно человеческому глазу.

    С помощью рассматриваемых средств осуществляется ориентирующая, обзорная, узловая и детальная съемка (запись) обломков ВС и обстановки места происшествия.

    Ориентирующая – панорама места происшествия и прилегающие участки.

    Обзорная – непосредственно место происшествия (аэрофотосъемка) изолированно от окружающей обстановки. Фотосъемку желательно делать с нескольких точек, как наземных, так и с воздуха. При этом необходимо отразить взаиморасположение ВС и препятствий, элементов конструкции и других частей разрушенного ВС.

    Узловая – фиксация группы объектов, отдельных деталей или следов на месте АП, наиболее важных для установления причины. Узловая съемка позволяет зафиксировать крупным планом все участки местности со следами, оставленными ВС (на земле, деревьях, кустарниках, строениях). Необходимо сфотографировать все участки местности, где находятся части, обломки, силовые узлы и агрегаты ВС, обнаруженные на месте происшествия.

    Детальная фотосъемка предназначена для фиксации крупным планом отдельных объектов, следов на этих объектах (состояние автоматов защиты сети и т.п.). Особое внимание уделяется кабине экипажа, шасси, механизмам крыла, силовым узлам и агрегатам ВС.

    Применение при расследовании АП видео- и звукозаписи позволяют объективно зафиксировать и сохранить данные, полученные в ходе осмотра места происшествия, вскрытие БУР и обеспечить наглядность хода и результатов осмотра места АП. Запись целесообразно вести с одновременным комментированием. Ориентирующая съемка в зависимости от степени разброса частей, обломков и элементов конструкции ВС может быть круговой или линейной.

    После ориентирующей съемки производится обзорная, узловая и детальная.

    Одним из важных действий на мете АП является составление схемы (кроков) места происшествия. Данная работа проводится после проведения ориентирующей фотосъемки. Кроки места происшествия представляют собой схематический план данного участка местности с пояснительным текстом (легендой). Кроки составляются по сторонам света в прямоугольной или в полярной системе координат. Для составления кроков используется навигатор GPS и электронная рулетка. Работа по составлению кроков должна быть выполнена тщательно. Она должна обеспечивать полноту и достоверность фиксации обломков, следов на местности АП.

    Анализ статистических данных по АП показывает, что причиной около 60…80% всех происшествий являются недостатки в работе экипажа в полете. Поэтому при сборе доказательной информации необходимо особое внимание обращать на сведения, которые характеризуют деятельность экипажа. Как заметил в 1986 г. начальник Федерального авиационного управления США Дональд Энджен: «…мы затратили более 50 лет на создание оборудования, которое сейчас можно считать вполне надежным. Теперь пришло время работать с людьми». Под человеческим фактором понимается совокупность идейно-нравственных, социальных, психологических, физических, профессиональных и других качеств человека, оказывающих влияние на результаты его деятельности. Для анализа психофизиологического состояния членов экипажа необходимо иметь сведения:

    - от врачебно-летной комиссии, где экипаж проходил медицинское освидетельствование;

    - протоколы психологического обследования психологических функций и личностных особенностей;

    - характеристики от руководителя авиаотряда;

    - данные предполетного контроля;

    - заключение судебно-медицинской экспертизы.

    Расследование АП является по своему содержанию поисково-познавательной деятельностью специалистов. Центральное место в этой деятельности отводится информации, под которой следует понимать изменения, образующие содержание объектов, взаимодействующих в связи с событием АП. Исследование природы информации об АП, процессов, которые лежат в основе ее возникновения, работы с этой информацией, исследование источников ее получения позволяют выработать методические рекомендации, направленные на повышение эффективности процесса установления причины АП. Одним из путей дальнейшего совершенствования данного вида деятельности является создание автоматизированного рабочего места расследователя АП.

   

    Литература

    1. Белкин Р.С. Теория доказывания. М.: Изд-во НОРМА, 1999. – 429 с.

    2. Методические рекомендации по расследованию авиационных происшествий. М.: РИО МГА, 1977. – 269 с.

    3. Соломонов П.А. Безопасность авиационной техники и безопасность полетов. М.: Транспорт, 1977. – 272 с.



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий