Редакторская
  
Безопасность
  
ПБП
  
Власть
  
Авиапсихология
  
 >> 
 
 
Форум
 
 
Поиск
   
     
   
     
 

 Сайт 
11-03-2008 Сергей МИРОНОВ: «Без инновационного развития машиностроительного
комплекса России будет трудно занять подобающее место в XXI веке»

    

00-07-2008 О некоторых проблемах, связанных с внедрением Системы управления безопасностью полетов
    

26-11-2007 THE TECHNOGENOUS WAY OF A CIVILIZATION DEVELOPMENT IS NOT SO TERRIBLE

12-10-2007 Центральный Аэроклуб Республики Татарста
    

00-12-2008 ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
Вернуться к списку

01-2008 Процессная концепция производства полетов и ее фундаментальное значение для развития авиации СНГ, Е. М. Хохлов, (АЛС, НМЦПА, Россия), к. т. н. Аль-Аммори Али, к. т. н. Ю. В. Грищенко, Е. П. Шкурко, (НАУ, Киев), журнал «Проблемы безопасности полетов»

    В статье рассматриваются особенности применения процессного подхода к производству полетов в авиации СНГ. Акцентируется внимание на необходимость учитывать многолетний опыт («ноу-хау») в разработке общей структуры процессов производства полетов при применении методологии Наставления по производству полетов (НПП). Проведен сравнительный анализ структур производства полетов по НПП и новейшим документам ИКАО – РУБП-2006 (Руководство по управлению безопасностью полетов).

   

    Производственные процессы – центральные процессы в аналитике процессного подхода

   

    В настоящее время к аналитике производственных процессов применяют два подхода: системный и процессный. Если становиться на позицию представителей системного подхода и принимать их концепцию «вход-процесс-выход», то рассмотрение любых производственных процессов, в сущности, исключает анализ внутренних механизмов и природы этих процессов. Остается только «черный ящик».

    Безусловно, процессный подход требует принципиально другой трактовки. Что нового вносит процессный подход для практиков в эксплуатацию промышленных машин и производство вообще?! Рассмотрим основные посылки.

    Говоря о целях процессного подхода, многие исследователи, особенно экономисты, считают, что целями процессного подхода являются выбор совокупности процессов, определение главного, ключевого процесса. Однако это далеко не так. Определение процесса и его роли среди процессов не решает главной задачи процессного подхода на познавательном уровне – определения природы процесса, моментов, переходов от одной стороны процесса к другой. Любой специалист знает процессы, которыми он занимается. Столяр – процессы обработки дерева, слесарь механообработки – процессы обработки металла, электронщик – электронные процессы, менеджер – деловые процессы, банкир – финансовые процессы, летный руководитель – производство полетов и т.д. Конечно, на начальной стадии обучения выбор процесса играет важную роль, но только на начальной стадии, в начале жизненного цикла любого человека.

    В процессном подходе под процессом вообще понимается такое двустороннее изменение формы движения материи, в ходе которого наблюдаются переходы от одной стороны процесса к другой, внешне скрытые сферой неопределенности. Поэтому главная задача процессного подхода – изучение переходов от одной стороны процесса к другой.

    Например, в настоящее время все университетские школы изучают деятельность человека-оператора в курсах общей и инженерной психологии только с позиции категории «действие». Это касается всех ведущих университетов СНГ и западных университетов. Методология и философия действия, например, является центральной в поведенческих (бихевиористических) науках в университетах США и стран Западной Европы.

    С позиции процессного подхода и общей теории процессов такой подход является односторонним, так как не учитывает другую сторону любой деятельности человека – «противодействие». Между прочим, в механике анализ действия и противодействия сил считается обычной, нормальной аналитикой, а вот при аналитике человеческой деятельности почему-то исторически университеты пошли другим, односторонним путем – аналитикой только «действий», через анализ деятельности операторов по действиям. Даже термин «реакция» в физиологических справочниках трактуется именно так: «ре – латинская приставка, акция – действие», вместо «ре – против, акция - действие», таким образом, реакция – противодействие.

    Процессный подход снимает эту односторонность анализа деятельности, например, летного состава, и аналитика процессов полета при таком подходе проходит через категории «действие и противодействие» и переходов между ними [1 - 11].

    Теоретическим основанием процессного похода, как известно, является общая теория процессов. Общая теория процессов объясняет цели процессной аналитики, разделяя процессы на положительные и отрицательные. Несмотря на первичную видимую простоту и на кажущуюся поверхностность такого разделения, оно дает ответы на многие вопросы процессных исследований, дает важные ответы практикам, эксплуатирующим сложные машины, говоря о важности такого разделения процессов на положительные «+» и отрицательные «-».

    Вот почему общей теорией процессов называется общая теория, изучающая процессы любой природы с точки зрения переходов от одной стороны процесса к другой, а также с позиции общих (универсальных) классификаций.

    Практика производства показывает, что всегда есть положительный и отрицательный результаты производственных процессов. Минимизация отрицательных процессов и максимализация положительных – главная задача анализа и контроля любого уровня, любого производства. Особенно важна такая аналитика при решении вопросов безопасности – нужно сразу учитывать и плюсы и минусы. Поэтому процессная аналитика производственных процессов – главная цель процессного подхода.

    Приведем пример из области авиации. И хотя в авиации сейчас организационно центральным считается системный подход, но, в сущности, производство полетов и его аналитика имеют процессный характер (рис. 1). Это показывает, прежде всего, аналитическая обработка нормативных материалов в области авиации за 1950 - 2007 гг.

    Процессный подход впервые рассматривает производство полетов, как совокупность предельно сложных производственных процессов, где центральным, главным процессом является полет. Такой взгляд, в сущности, сформировался за вековую историю развития авиации как крупной машинной индустрии, особенно развития авиации в СССР.

   

    Скачать полную версию статьи:

    hohlov1-2008.pdf (142кб)


Вернуться к списку

  Рейтинг:  отсутствует


Добавить ваш комментарий
 
 
 Форум 
Нужен ли в самолете стоп-кран?

Добавлена новая опция модерирования - Доступ

С новым 2010 годом!

С наступающими праздниками!

День Интернета в России


 Ваш выбор 
06-2008 Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки, д. т. н., проф. В. В. Косьянчук, к. т. н., доц. А. И. Наумов, ВВИА им. Н.Е. Жуковского, журнал «Проблемы безопасности полетов»




10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
06-09-2010 Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта, О. А. Бутырин, С. В. Клещенко - (ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»), Материал предоставил О. А. Бутырин
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей



 Архив сайта 
Просмотреть



 
   
     
     
© Aviahumanfactor.ru - 2007 
обратная связь