Поиск
   
     
   
     
 
 
Статьи :: Власть ::

БОЛЬШЕ, ЧЕМ РЕФОРМА. О реформах в Вооруженных силах РФ

Колесниченко Ольга, www.aviahumanfactor.ru


   

    Фото: СИОС ВДВ МО РФ, 2007

   

    «СЕГОДНЯ НУЖНО ГОВОРИТЬ о новом большом национальном проекте – это утверждение законности на всей территории страны», – заявил Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда России, на заседании Совета Федерации 21 февраля 2007 г. С такой масштабной позиции становится более понятным, почему в Вооруженных Силах столь острым стал вопрос неуставных отношений. Правонарушения в армии, насилие среди призывников и курсантов – это следствие несоблюдения законности в войсковых частях. То есть, пресловутая «дедовщина», которую так боится гражданское общество, ни что иное, как проявление кризиса судебной системы в целом. В то же время, совершенно справедливым можно назвать утверждение, что главная проблема взаимодействия армии и гражданского общества – качественный уровень комплектования Вооруженных Сил – решается более чем успешно. Благодаря ряду конкретных нововведений российская армия становится одним из самых инновационных общественных институтов государства.

   

    По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), современная российская молодежь в 15% случаев не считает, что служба в армии – это долг. Общество во всем мире смещается к немилитаристским ценностям, отсюда возрастание прагматизма в молодежной среде. Однако, нельзя согласиться с тем, что в системе ценностей утрачивается понятие патриотизма, любви к Родине и желания служить своей стране. Это одно из базовых нравственных понятий, наравне с отношением к своим родителям, к тем, кто слабее, к нормам человеческого поведения. Если посмотреть на службу гражданина России в армии по призыву с точки зрения его конституционного права и желания отдать свой долг Родине, а также получить дополнительные знания и жизненные навыки, то такой гражданин должен быть защищен от совершения против него преступных действий в период прохождения службы в армии. По сути, речь идет о защите прав потребителя социальных услуг общества. Значит корень проблемы в несовершенстве законодательства, его двойственности по отношению к преступлениям, совершаемым в период прохождения службы в войсковых частях.

    Сергей Рыбаков, начальник Управления информации и общественных связей – заместитель начальника Аппарата Министра обороны РФ, в интервью обозревателю радиостанции «Эхо Москвы» Матвею Ганапольскому 13 марта 2007 г. подчеркнул: «По ряду преступлений можно сделать так, что человек получит год дисбата. Это для него менее болезненно, чем колония. Речь идет, как правило, не о воинских преступлениях, а все-таки больше об общеуголовных. Получается, что у нас вводится понятие двух уголовных кодексов, разная мера ответственности. Тот же гражданский парень, для которого ответственность по Уголовному кодексу наступает с 16 лет, а по некоторым преступлениям с 14 лет, получает одну меру наказания. А у военнослужащего есть возможность получить дисбат. С гуманной точки зрения это правильно, а с другой стороны – это неравная ответственность перед законом. Уголовный кодекс должен быть для всех един». Фактически все наиболее распространенные случаи «дедовщины» в армии подпадают под три статьи Уголовного кодекса РФ: ст. 335 УК РФ – неуставные отношения, ст. 161 УК РФ – грабеж и ст. 282 УК РФ – разжигание национальной и религиозной вражды. Основные темы, связанные с нарушениями в обращении с призывниками в России – это несоблюдение норм численности призывников на сборных пунктах; отсутствие горячего питания; отсутствие возможности пользоваться телефоном; проблемы со спальными местами; нарушение сроков пребывания на сборном пункте; денежные поборы с призывников; вымогательство взяток за предоставление отсрочек от призыва на военную службу.

    В самих Вооруженных Силах уровень преступности, конечно меньше, чем в среднем по всей России – в два раза. Ни в коем случае нельзя экстраполировать общие социологические данные на призывников, выполняющих свой долг перед Родиной. Тем не менее, такой фактор, как общий уровень подростковой преступности, требует пристального внимания в аспекте прогнозирования правонарушений в воинских частях и превентивного принятия мер по защите молодых людей от неуставных отношений. В среднем ежегодно в России совершают преступления около 3 млн человек, при этом несовершеннолетние преступники составляют 12,4% (это более 152 тыс. человек). Что же нам ожидать от отношений внутри армии при таком уровне подростковой преступности, которая всего лишь в 2 раза меньше преступности по категории ранее судимых лиц (их в России около 276 тыс. человек). Это и социальная гражданская проблема преступности в обществе, и армейская проблема неуставных отношений среди молодых призывников, и проблема профилактики терроризма и экстремизма в стране.

    Аналитики правозащитной международной организации «Human Rights Watch» при всей жесткости сделанных выводов о «дедовщине» в российской армии, тем не менее признались, что в России есть немало офицеров, которые хотят навести порядок в частях и покончить с «дедовщиной» и, что самое главное, международные наблюдатели считают, что офицеры могут осуществить реальные перемены в этом вопросе, публично поставить перед обществом этот вопрос и выработать практику реальной юридической ответственности за правонарушения в частях. Генерал-майор Сергей Рыбаков так характеризует сегодняшнюю «дедовщину» в войсках: «В понятие «дедовщина» объединяются разные проблемы, необязательно это только отношение старшего по призыву к младшему, это могут быть и равные по призыву, и отношение офицера к солдатам, и солдатов к офицеру…» (интервью обозревателю радио «Эхо Москвы» Андрею Черкизову 19 ноября 2006 г.). Проблема эта глобальная. Моральное состояние в рядах Вооруженных Сил России определено термином «система мести» и относится к наиважнейшим проблемам национальной безопасности. Бороться со сложившейся «традицией беззакония» при прохождении молодыми людьми воинской службы по мнению гражданского общества следует прежде всего методом жесткого и показательного наказания виновных – так ответили 50% участников Интернет-опроса (газета «Известия», 31 января 2006 г.). При этом, 41% респондентов считают, что борьбе с «дедовщиной» будет способствовать увеличение доли контрактников в армии, и только 9% граждан рассчитывают на помощь дополнительных органов гражданского контроля. «Если командир не работает с подчиненными, если в казарме не наводится уставной порядок, то другого нового здесь ничего не придумаешь – констатирует Сергей Рыбаков – Сейчас и так достаточно органов, которые надзирают над армией, независимо от гражданского контроля. Есть специализированная военная прокуратура, система военных судов и военная контрразведка ФСБ».

    Заместитель начальника Аппарата Министра обороны РФ считает, что в современной судебной системе государства такое понятие, как дисциплинарный батальон, уже является архаизмом. Так же по мнению генерал-майора, идея создания военной полиции – это излишняя мера, несущая в себе неоправданные бюджетные затраты. Сергей Рыбаков особо отметил, что нельзя приветствовать практику, когда боевые офицеры превращаются в «тюремщиков», это не является задачей Вооруженных Сил. Напротив, нужно оптимизировать функциональные обязанности уже существующей в войсках военной комендатуры, усилить ее, наделить ее конвойными функциями, обеспечить дополнительными ресурсами, что, по мнению генерал-майора, будет являться более оправданной мерой со стороны государства.

    Специалисты ВЦИОМ делают однозначный вывод – вопросы, связанные с Вооруженными Силами России, в наше время волнуют почти все слои общества (более 80% граждан). За сохранение всеобщей воинской обязанности в российском обществе выступают более 64% граждан, по их мнению мужское население России должно иметь военную подготовку. Служба в армии является «школой жизни для молодых людей» – так считают 35% опрошенных ВЦИОМ россиян; «делает из молодых людей настоящих граждан» – 31% опрошенных; «помогает молодому человеку избежать безработицы, безделья, приобщения к криминальной среде» – 20% опрошенных; «дает возможность получить образование и профессию» – 7% опрошенных (ВЦИОМ, апрель 2006 г.).

    Воспитательный потенциал российской армии не утратил основного своего завоевания: если в начале прошлого века в армию рекомендовалось отбирать людей «способных и нравственно подходящих», то, за вековую эпоху развития и строительства в новой истории, армия (теперь постсоветская, российская) ставит перед собой задачу (и в большинстве случаев успешно ее выполняет) перевоспитания, дообразования, формирования личности молодого поколения. Вот конкретный пример: в постсоветские годы в войсковых частях стала формироваться практика, необходимость в которой была продиктована самой жизнью – появились «сыны полка», беспризорники, взятые на воспитание в войсковые части. Вырванные из уличной среды, не посещающие школы, употреблявшие спиртные напитки и наркотики, ребята за годы жизни в войсковых частях становятся совсем другими людьми, с совершенно иной судьбой. Многие в дальнейшем поступают в институты (в том числе в Москве), становятся офицерами или гражданскими специалистами.

    В последние несколько лет произошли кардинальные изменения в Вооруженных Силах РФ и в их взаимодействии с гражданским обществом. В целом, можно сказать, что Вооруженные Силы трансформировались в качественно новое состояние в наиболее важном ракурсе – уровне подготовки военных людских ресурсов государства. Это нечто большее, чем просто реформа. Перечислим наиболее значимые решения:

    1.Переход на одногодичный срок службы в армии по призыву (ступенчато, через срок службы в 1,5 года);

    2.Информационная открытость перед обществом и инициативная активность информационной работы со СМИ, становление информационного обеспечения Вооруженных Сил фактически как рода войск;

    3.Создание родительских комитетов и наделение их специальными инспекционными полномочиями приказом Министра обороны РФ;

    4.Сокращение и оптимизация числа военных кафедр при высших учебных заведениях страны, реорганизация системы подготовки офицеров запаса;

    5.Акцентирование внимания на Уголовном кодексе РФ в борьбе с «дедовщиной», возвращение в войска гауптвахты;

    6.Оптимизация числа отсрочек от армии;

    7.Появление открытого диалога армии с гражданским обществом: подписание меморандума с Уполномоченным по правам человека, работа с Комиссией Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы и создание Общественного совета при Министерстве обороны;

    8.Интенсивное формирование корпуса профессиональных сержантов-контрактников;

    9.Введение в практику приема на военную службу граждан СНГ, желающих в дальнейшем получить российское гражданство;

    10.Формирование системы начальной военной подготовки в школах, возрождение РОСТО;

    11.Предоставление льготных мест в высших учебных заведениях рядовым-контрактникам, отслужившим 3 года в армии;

    12.Отказ от привлечения к участию в боевых действиях призывников (в боевых действиях участвуют только военнослужащие-контрактники);

    13.Перелом патриотического и воспитательного «вакуума» во взаимоотношениях армии с молодежной средой в стране;

    14.Появление в Вооруженных Силах начального профессионального образования призывников, дающего молодым людям, призванным после школы, гражданскую профессию;

    15.Официальное признание статуса «сынов полка» решением Правительства РФ и приказом Министра обороны РФ и появление в воинских частях детских взводов из подростков-сирот в возрасте от 14 лет, взятых на полное государственное обеспечение и воспитание;

    16.Формирование воинских соединений с учетом национально-территориальных особенностей их дислокации и места жительства военнослужащих;

    17.Создание института военных капелланов (православных священников, мусульманских имамов и муфтий, еврейский раввинов), появление полевых храмов в войсках, совершение обрядов крещения военнослужащих (в том числе в присутствии заместителей командиров по воспитательной работе), организация полевых воскресных школ;

    18.Консолидация ветеранских объединений, создание Центрального Совета по делам ветеранов, финансирование поисковых работ погибших воинов в местах сражений в Великой Отечественной Войне, интенсификация антифашистского воспитания.

    19.Признание важности роли «человеческого фактора» и психологических проблем, как первостепенных в армии.

    В октябре 2005 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию «Образование и религия», в которой говорится, что террористические акты, расизм, ксенофобия, межнациональные конфликты обусловлены религиозным невежеством и фанатизмом. В качестве контрмер ПАСЕ обозначила необходимость обучать и просвещать молодое поколение в вопросах религии. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в своем обращении к российскому народу подчеркнул: «Церковь имеет попечение обо всем, что затрагивает душу человека, а попытки сделать религию исключительно частным делом человека, исключить ее из общественной жизни – явление деструктивное. Мы, жители России – разных возрастов и национальностей, убеждений и вероисповеданий, представляющие различные социальные группы – являемся единым народом с общими корнями и общим будущим». По данным ВЦИОМ (декабрь 2006 г.) в России 63% населения – православные, 6% – мусульмане, по 1% иудеев, католиков, буддистов и протестантов и верующих других вероисповеданий, а также 11% россиян просто верят в Бога, но ни к какой конфессии себя не причисляют. Около 16% россиян считают себя атеистами. Воссозданный в армии институт капелланов призван не только оказывать моральную поддержку молодым людям, но и образовывать их, предотвращая тем самым распространение протеррористических идей, сектантства (например, саентологии), лжеучений о мусульманстве (например, ваххабизма) в обществе. В апреле 2007 г. в военном суде Новосибирского гарнизона заслушивалось дело рядового внутренних войск МВД РФ, призванного из Дагестана. Военнослужащий «проповедовал» среди призывников идеи ваххабизма. Случай пока единичный, однако он сигнализирует о тревожной тенденции современности – «оправдании терроризма» среди лиц, обученных военному делу с целью вербовки и создания незаконных вооруженных банд-формирований из бывших военнослужащих. Ведь именно незнание мусульманской религии служит благодатной почвой для тех, кто следует за лжепроповедниками терроризма, обозначающими себя «национальными героями» и «борцами за правое дело».

    Главная цель международного терроризма – добиваться контроля над территориями, богатыми природными энергетическими ресурсами. Все интенсивнее проводятся информационные протеррористические и экстремистские кампании, обращенные в молодежную среду, способствующие воспитанию молодого поколения в духе традиций террористической борьбы. В докладе председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Валентина Тишкова, прозвучавшего 30 января 2007 г. на совещании ОП «Этническое и религиозное многообразие России как основа стабильности и развития общества», было сказано, что в России сформировался этнический неорасизм. Изменилась и демографическая национальная карта России – по данным последней переписи населения (2002 г.) на Северном Кавказе русских проживает всего 53%, меньше всего русских в Ингушетии (1,2%), Чечне (3,7%) и Дагестане (4,7%). В связи с этим своевременным явилось решение о создании национальных батальонов в Чеченской Республике «Восток» и «Запад», которые сформированы исключительно из чеченцев, заключивших контракт с Министерством обороны. Это инициатива первого вице-премьера Сергея Иванова: «Россия – многоконфессиональная страна. На территории России живут народы, более тысячи лет исповедующие ислам, и это одна из традиционных российских религий наряду с православием, иудаизмом, буддизмом. Поэтому мы посчитали, что для эффективной охраны нужно два ключевых компонента. Прекрасный боевой опыт, который есть у этих подразделений – «Восток» и «Запад», и второе: с учётом их вероисповедания было ясно, что они легко, непринуждённо установят контакт с местным населением, что в результате и произошло».

    На Саммите «Группы восьми» (G8) в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге была принята резолюция «Образование для инновационных обществ в XXI веке». В документе G8 отмечено: «Мы будем обеспечивать более эффективное использование общественных ресурсов в сфере образования на всех уровнях и на всех этапах жизни. Мы будем формировать инновационные общества, которые обеспечивают непрерывное повышение квалификации профессиональных кадров и творческие возможности для обучения в течение всей жизни человека». Эту формулировка в полной мере соотносится с выполняемыми задачами по образовательным инициативам в Вооруженных Силах России. Статс-секретарь – заместитель Министра обороны Николай Панков, говоря о новых законодательных инициативах военного ведомства, отметил: «Законопроект предусматривает предоставление гражданам, прослужившим не менее 3 лет по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин право бесплатного обучения на подготовительных отделениях (курсах) при государственных ВУЗах; право на получение в период обучения на подготовительных отделениях (курсах) указанных учреждений стипендии с повышением на 50% от установленных норм; право поступления в государственные вузы вне конкурса».

    Виктор Садовничий, ректор Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова отмечает: «Каждый человек должен иметь простор для реализации своего потенциала и своего таланта. Вот как раз в этом и заключается задача государства и общества. Все мы – и школа, и семья, и университет, и руководство страны – должны быть озабочены тем, чтобы каждый наш растущий гражданин смог реализоваться». Можно продолжить – реализоваться гражданин должен на благо своей страны и общества, созидая, а не разрушая свой внутренний мир и участвуя в социальном строительстве. Первые шаги, позволяющие молодым людям не потеряться в жизни, найти свою профессию, самореализоваться в обществе дает возможность сделать сегодняшняя армия – это инициативы по начальному профессиональному образованию призывников и предоставление льготных мест в ВУЗах для контрактников. В этом аспекте актуальна и проблема вовлечения молодых людей в террористическую деятельность, которые в дальнейшем уже не видят для себя иного рода занятий. Есть социальные факторы, благодаря которым становится возможным вербовать молодежь для участия в террористических актах. Прежде всего, это отсутствие работы и невозможность получить образование: в молодежной среде крушение стремлений и надежд приводит к негативной реакции, толкая к преступной деятельности. Помимо этого играет роль отсутствие религиозного образования, неправильное восприятие националистической демагогии.

    С 1 сентября 2006 г. в 33 гражданских ВУЗах происходит подготовка для Вооруженных Сил офицеров-гуманитариев, недостаток которых сказывается на морально-психологическом климате в армейской среде. Учебные военные центры при гражданских университетах называются факультетами военного обучения, где преподается в полном объеме базовое гражданское специальное образование. Офицеры-воспитатели сегодня считают, что для улучшения обстановки в войсках необходимо заботиться прежде всего о здоровом морально-психологическом климате. Поступление в армию высокообразованных офицеров повысит в целом интеллектуальный уровень в войсках. По данным опроса Социологического Центра Вооруженных Сил РФ, военные специалисты по воспитательной работе, участвовавшие в апреле 2006 г. во II Всеармейском совещании офицеров войскового звена, только в 36% высказались относительно необходимости индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими. Возможно, это обусловлено кадровым недостатком офицеров-воспитателей в армии, которые взяли бы на себя задачу индивидуальной психологической работы в войсковых частях. Тревожные «симптомы», требующие такой работы, уже есть. По данным того же Социологического Центра ВС РФ, 92% кадрового состава армии и флота заявляют о своей психологической готовности к отражению внешней агрессии, но, в тоже время, только 72% военнослужащих уверены в способности выполнить боевые задачи.

    Из официальных данных, которые регионы представляют в Министерство обороны, а руководство военного ведомства открывает обществу – самоубийства являются основной причиной гибели призывников и составляют до 35% от всех случаев смерти солдат-срочников. Суть проблем призывников-срочников, несомненно, в боязне жертв неуставных отношений самостоятельно обращаться в органы прокуратуры, и в объективной неспособности военнослужащих решать настигшую беду самостоятельно. Члены общественных организаций считают, что на современном этапе наблюдается тенденция повышения эффективности обращений правозащитных организаций в прокуратуру по поводу нарушений прав военнослужащих. Помимо этого, военные структуры демонстрируют открытость в вопросах правонарушений, что доказывают следующие данные: менее 1% преступлений выявляется в ходе специальных проверок, проводимых дополнительно органами военной прокуратуры, 99% преступлений вскрываются сразу и не укрываются командирами войсковых частей. Эффективность диверсификации гражданских общественных организаций в работу государственных структур по правонарушениям в войсковых частях (Управлений ФСБ и военной прокуратуры) уже показала себя на практике. В частности, такой опыт работы с военнослужащими применяют в Астраханской, Владимирской, Липецкой областях; Еврейском автономном округе; Республике Карелия и Хабаровском крае. Несомненно, подобное взаимодействие дает наибольший результат.

    Основное отличие в России, например, от американских общественных организаций, работающих по проблемам военнослужащих – это отсутствие у нас преимущественно психологического профилактического профилирования гражданских общественных организаций. Пока наибольший упор делается на общественно-политические и социальные направления деятельности. Получается, что результат этих работ направлен на глобальные социальные вопросы, а вот адресной и конкретной работы по программам психологической поддержки солдат в частях, мониторинга случаев правонарушений, психологических курсов подготовки с участием гражданских организаций не хватает. Излишняя «политизация» таких организаций не способствует поддержке молодых призывников. Об этом говорил и Сергей Рыбаков в интервью «Эхо Москвы»: «У нас организаций, которые называются «Комитетом солдатских матерей», несколько десятков, и в этом одна из проблем. Некоторые из них уже зарегистрировали себя как политические партии». Однако, заместитель начальника Аппарата Министра обороны РФ подчеркнул: «Мы будем вести переговоры со всеми заинтересованными сторонами, не с одним «Комитетом солдатских матерей», а со всеми подобными заинтересованными в проблеме общественными организациями».

    Комментируя для россиян в интервью «Эхо Москвы» инициативу первого вице-премьера Сергея Иванова о создании родительских комитетов в армии, генерал-майор Сергей Рыбаков сказал: «Мы уже много раз встречались с самими родителями, и не далее, как последняя встреча Сергея Борисовича Иванова прошла в одной из войсковых частей недалеко от Москвы 7 ноября 2006 г., где собрались почти все родители служащих там солдат. На встрече был задан вопрос – что вы предлагаете, чтобы не волноваться за своих детей? Родители хотят, чтобы была возможность в любое время дня и ночи получить информацию о состоянии детей. Родительские инспекции – это активная группа родителей, назначать которую будет не заместитель по воспитательной работе, не командир части, а сами родители. Инициативная группа родителей теперь может осуществлять проверки войсковых частей. Родители, например, могут два раза в год посещать совещания руководства части и участвовать в принятии решений по вопросам, касающихся того, как живет солдат, что он ест, как он медицински обслуживается, что с воинской дисциплиной, какие проблемы в казарме. В любом военкомате сотрудник по воспитательной работе теперь будет обязан каждому родителю выдать точную информацию: в какую часть убыл их сын, номера телефонов части. Теперь, чтобы пройти в саму часть, поинтересоваться, что там происходит и вникнуть, участвовать в жизни части – не нужно будет никакого дополнительного ходатайства или обращения к общественным организациям, например, в «Комитет солдатских матерей» или письма от губернатора. Каждый родитель может прийти в часть, поговорить с офицерами, в том числе с заместителем командира по воспитательной работе, пройти на территории части куда нужно, исключая мест, связанных с режимом секретности и боевой подготовкой. Мы призываем всех родителей солдат объединиться вокруг этих войсковых частей, по аналогии с родительскими комитетами в школах. Каждому командиру части и заместителю командира по воспитательной работе будет вменено в обязанность держать с родителями призывников постоянный контакт. Эта идея новая и она будет прорабатываться в Минобороны дальше».

    Решению проблемы «дедовщины» будет активно способствовать и завершение программы по набору сержантов-контрактников, считает Сергей Рыбаков: «К концу 2007 – началу 2008 гг. все части постоянной готовности станут полностью контрактными – и солдаты, и сержанты. Начиная с 2009 г. и до 2011 г. все сержанты будут контрактниками. Сегодня уже все солдаты, служащие на подводных лодках являются контрактниками, а к 2011 г. и на надводных кораблях ВМФ контрактниками будут все солдаты срочной службы». Тем не менее, призывная кампания по-прежнему будет оставаться в России одним из способов комплектования войск как в мирное, так и в военное время. Невозможность полностью отказаться от мобилизационных призывных мероприятий вытекает из всеобщей мировой практики. Например, Израиль, противостоящий агрессии террора, придерживается всеобщего призыва, причем не только юношей, но и девушек. Помимо актуальности военного сдерживания, на стратегию набора в армию накладывает отпечаток общая демографическая социальная ситуация в России. Переход на полностью контрактный принцип комплектования соединений и частей полностью не спасет от «дедовщины». Уже выявлено, что каждое шестое преступление на почве «дедовщины» происходит с участием военнослужащего-контрактника. Сопряженными проблемами здесь являются и общее качество первичного отбора в армию, и грамотный социальный опрос при отборе в войсковые части, и прогнозирование возможности оборота наркотиков в среде военнослужащих, и психологический микроклимат в частях. Так, по данным социологического опроса наших контрактников в 56% случаев военнослужащие высказываются по вопросам улучшения их социального обеспечения, а в 33% случаев контрактников интересуют вопросы отдыха и досуга. Соответственно, для обеспечения нормального микроклимата в частях немаловажную роль должна играть организация досуга и отдыха (социальное обеспечение, само собой, всегда играет самую важную роль). Недостатки в организации досуга могут иметь прямое и крайне негативное влияние на молодых людей.

    Прежде всего, нужно исходить из того, что те молодые граждане, которые выполняют свой воинский долг, заслуживают уважения и социальной, а также квалифицированной психологической поддержки. Одна из задач, которую сейчас военные специалисты решают – активно способствовать формированию уважительного отношения в обществе не только к армии в целом, но и к каждому отдельному солдату в не меньшей, а даже в большей степени. Однако, индивидуальной работы воспитательных органов для изменения морально-психологического климата в войсках, недостаточно. Сегодня «информационное поле», информационно-коммуникационные технологии вносят решающий вклад в образование и воспитание. Но глобальная информационная среда – это не только пропаганда, это социальное взаимодействие разнообразных субъектов общества. Современные специалисты в области «Public Relation» обеспечивают реализацию взаимной потребности субъектов «социального организма». Без грамотно выстроенного информационного обмена не функционирует ни одна социальная система, в том числе и армия. Морально-психологическое обеспечение военнослужащих с одной стороны широко обсуждается общественностью через СМИ, и с другой стороны напрямую зависит от влияния информационной среды. Сергей Иванов в 2006 г. отметил: «Заинтересованные лица, я думаю, могли заметить изменения, произошедшие в стиле работы военного ведомства в сфере общественных связей. Теперь информацию по наиболее волнующим вопросам россияне могут получать из первых рук, а не пользоваться порой сознательно искаженными сведениями из ангажированных источников… Недооценка информационного обеспечения может не только свести на нет усилия по повышению престижа Вооруженных Сил в обществе, но и существенно осложнить сам процесс реализации возложенных на них функций». СМИ для современной армии не столько воспитание, сколько ведение новой войны. Специалисты по связям с общественностью осуществляют антипровокационные превентивные меры, что имеет решающее значение в морально-психологическом обеспечении войск. Надо учитывать, что читателями армейских СМИ являются не только военнослужащие, но и допризывная молодежь, те, кто придут служить и чья личность еще только формируется.

    Социальное, патриотическое воспитание в обществе XXI века несет в себе нагрузку формирования личности гражданина свободного общества. Контроль со стороны воспитательных органов за армейскими СМИ не может способствовать адекватному реагированию на информационную «движущую силу». Напротив, армейская структура связей с общественностью призвана квалифицированно работать с информационной средой, не слушать, а слышать, добиваться позитивного диалога с неармейскими и внутриармейскими структурами. Если в основу принципа разделения Вооруженных сил на виды войск заложена среда обитания (сухопутная, морская, воздушная и космическая), то, возможно, глобализация информационных потоков и их влияние на людей (информационная среда обитания) приведет к необходимости формирования полноправного информационного вида Вооруженных Сил в недалеком будущем.

    Следуя выбранному курсу, уже обсуждаются в военных кругах следующие шаги:

    - повышение конкурентоспособности военных СМИ в гражданском обществе, интенсификация патриотической информационной работы с подростками;

    - разработка мер по предотвращению роста национал-экстремизма среди молодежи;

    - масштабная борьба с наркоманией;

    - внедрение личного документа по безопасности призывника, облегчающего процедуру реагирования на преступления в войсковых частях;

    - вопрос о страховании здоровья призывников страховыми компаниями;

    - профилактика появления незаконных вооруженных банд-формирований из бывших военнослужащих;

    - предотвращение нелегальной иммиграции из государств СНГ посредством преждевременного расторжения контрактов в армии;

    - противодействие оправданию терроризма в СМИ и в рядах военнослужащих.

    Известный философский принцип требует, чтобы часть отражала целое, как и в целом отражались части. Целое – это государственные принципы формирования общества, а часть целого – молодой человек, отслуживший в Вооруженных Силах по призыву. Моральные, личностные характеристики каждого молодого мужчины и будут в дальнейшем определять основные черты российского общества. Поэтому чрезвычайно важно корректировать морально-психологические настроения в войсках, добиваться консолидации духовных ценностей призывников, грамотно выстраивать обмен информацией между армией и обществом, добиваться общественной поддержки реформ. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков подчеркивает: «Сегодня Минобороны выступает в роли, своего рода, координатора работы с общественными объединениями всех силовых структур. Более того, у нас уже существует стройная система совещательно-консультативных органов». Гордиться можно не только новейшими боевыми комплексами и подводными лодками, не только повышением уровня боевой подготовки и количества масштабных учений, но и тем, что оставив позицию «изгоя» в обществе, Вооруженные Силы России превратились в наиболее влиятельный и авторитетный общественный институт государства. На Совещании руководящего состава Вооруженных Сил РФ в 16 ноября 2006 г., обсуждая итоги реформирования армии, Верховный Главнокомандующий ВС РФ Владимир Путин констатировал: «Главное – к людям в погонах возвращается осознание своей государственной значимости».

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий