Поиск
   
     
   
     
 
 

МИРОВОЙ ЗАГОВОР ВСЕ-ТАКИ СУЩЕСТВУЕТ

Ольга Колесниченко


    ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ IT-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

   

    Сегодня авиационная общественность столкнулась с жесткими и бескомпромиссными требованиями IATA о тотальном переходе авиакомпаний на электронный билет. Но это только начало внедрения IT в устои Гражданской авиации (ГА). Ближайшие перспективы грядущих изменений в ГА были высвечены на Первой Международной Конференции «Информационные технологии в авиационном бизнесе», организованной Отраслевым Агентством «АвиаПорт» и прошедшей 19 сентября 2007 года в Президент-отеле в Москве.

    Любая информация должна правильно храниться, правильно защищаться, должна быть оптимизирована и правильно использоваться. Этот простой постулат таит в себе множество нюансов, которые и определяют сегодня лидера на рынке авиаперевозок.

   

    Аэропорт-суперкомпьютер (Airport Cluster)

    В Шанхае (Китай) три крупных аэропорта объединены в одну информационную систему – суперкомпьютер или кластер (Airport Cluster с системой AIP компании «Siemens»). Все производственные процессы интегрированы на одной IT-платформе в единое целое и управляются из одного офиса. Это означает, что информационные подсистемы: электронных билетов «e-ticket», учета свободных мест на борту «check in» и «boarding», биометрического контроля при посадке «face check», балансировки багажа и груза на борту «weight balance», восстановления утерянного багажа «lost luggage», финансовой отчетности «invoicing», распределения транзитных пассажиров «transfer passengers module», а также автоматизированные процессы контроля за уборкой ВПП, погодными условиями, борьбы с обледенением ВПП, взлетом-посадкой, расписанием рейсов и многое, многое другое – вся жизнедеятельность аэропорта (или нескольких аэропортов) управляются одним суперкомпьютером.

    Международная корпорация SITA, осуществляющая IT-аутсорсинг по всему миру, создала суперкомпьютер в «London City Airport». Теперь английский столичный аэропорт, пропускающий через себя 6 млн пассажиров в год, находится под управлением всего 6 человек – IT-операторов, работающих по контракту аутсорсинга в SITA. В немецком аэропорту «Düsseldorf» SITA также осуществляет IT-аутсорсинг. Создано совместное предприятие, в которое перешли сотрудники аэропорта. Корпорация EMC, являющаяся мировым лидером в области построения информационных инфраструктур и входящая в Тор-10 IT компаний мира, использует мощные системы учета информации, системы анализа, аналитики информации, что помогает принимать управленческие бизнес-решения, которые ведут к той или иной «победе» предприятия в конкурентной борьбе (повышение доходов, приток клиентов, например, авиакомпаний в аэропорт, повышение качества сервиса).

    Для европейских специалистов вопрос о том, что будущее аэропортов – за кластерами, мощность которых растет с невероятной скоростью, уже решен. Об этом твердо было заявлено на Конференции ИТАБ-2007. То есть, собственник аэропорта (или нескольких аэропортов) будет полностью зависеть от качества IT-решений и мощности кластера. Понятно, что это ужесточает конкуренцию в авиационном бизнесе в мировом масштабе и дает новые контролирующие и инспекционные функции для таких организаций, как IATA и ICAO, которые смогут диктовать новые условиями авиаперевозчикам и аэропортам.

    Возможно, что лет через 50 вся мировая система авиаперевозок будет завязана на одном мощном суперкомпьютере. Только вот, кто же будет им управлять и получать выгоду? Не зря многие отечественные авиаперевозчики обеспокоены напором IATA по введению системы электронных билетов. Если российские специалисты будут по-прежнему мало уделять внимания вопросам информационных технологий отечественного производства, то вскоре нам будет сложно контролировать миллиардные потоки авиапассажиров и отечественная ГА, выражаясь военными терминами, потеряет инициативу в борьбе.

    11 сентября этого 2007 года спикер Государственной Думы Борис Грызлов в ходе рабочей поездки посетил город Переславль Ярославской области, где ректоры ведущих российских ВУЗов говорили о завершении десятилетней работы над первым российско-белорусским суперкомпьютером «Скиф к-1000». Спикер Госдумы отметил: «Появилась реальная возможность не зависеть от зарубежных производителей компьютерной техники. Новый компьютер лидирует на российском рынке». Борис Грызлов призвал наращивать производство отечественных суперкомпьютеров. Более того, иностранный IT-аутсорсинг действительно становится реальной угрозой «утечки мозгов», в частности, из российской авиационной инфраструктуры. Об улучшении условий работы для отечественных IT-специалистов, о предотвращении перехода их в иностранные компании, также говорили на данном совещании.

   

    Информационная система против самолетов

    Для отечественного самолетостроения помимо уже существующего накала конкурентной борьбы на рынке, появились новые вызовы. Это европейские экспертные IT-системы, устанавливаемые в комплексном пакете программ при IT-аутсорсинге авиакомпании. У компании «Lufthansa Consulting» подобные системы называются ARIS и OLAP. Отвечают эти системы за инновационный мониторинг и контроль коммерческой деятельности авиакомпании. Такая IT-cистема, получая данные от всех подсистем авиакомпании, оптимизирует маршруты ВС, просчитывает их доходность, корректирует время вылетов ВС, частоту рейсов, оценивает инфраструктуру хаба. А самое главное – в программе заложен алгоритм установления причинно-следственных корреляционных связей между параметрами производства полетов. Например, программа анализирует зависимость между платежеспособностью авиапассажиров и временем вылета рейса, который они выбрали. На основании подобной информации строится бизнес-прогноз.

    Откровением прозвучало заявление представителя «Lufthansa Consulting» на Конференции ИТАБ-2007 о том, что немецкая IT-система при экспертной оценке доходности маршрута может в рекомендациях потребовать смены парка воздушных судов. Представитель компании привел пример, когда на одном из азиатских направлениях IT-система просчитала доходы авиакомпании в зависимости от использования типов самолетов и порекомендовала сменить разнородный парк ВС на парк из одного типа региональных самолетов (производитель данного самолета не назывался в докладе). Компьютерная программа при этом рассчитала, что предлагаемый ею тип самолета позволит увеличить авиаперевозки на 7%, повысит доходы авиакомпании на 34% и снизит расходы на 60%. Возникает вопрос: возможно ли лоббирование того или иного типа ВС со стороны производителя самолетов путем закладывания в IT-системы специальных алгоритмов? Ведь статистика, со всеми ее методами корреляционного анализа, вещь лукавая! Одним словом, российскому самолетостроению нужно не только выпускать конкурентоспособные самолеты, но и уметь выгодно показывать их эффективность в отечественных же экспертных IT-системах по оценке доходности авиакомпаний.

    На расширенном заседании Коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ 19 марта 2007 года Первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов, курирующий в Правительстве отрасль информационных технологий и связи, выступил за возвращение лидирующих позиций России в области программирования. «У нас кто-то уже не вылезает из Интернета, а где-то о компьютере еще и не слышали – критически заметил Сергей Иванов – Быть современной страной – значит формировать у себя полноценное информационное общество». Вхождению России в глобальное информационное пространство способствует строительство технопарков в 7 регионах РФ: в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, в Республике Татарстан и в городе Санкт-Петербурге. Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман подчеркнул на заседании Коллегии: «Благодаря талантливым и остроумным разработкам в производстве программного обеспечения в последнее время значительно повысился вес соответствующих российских компаний на международном рынке, создана база для формирования собственной сильной IT-индустрии. Российские разработчики выступают с оригинальными предложениями, аналогов которым нет».

   

    Управление летным составом

    Управление авиаперсоналом авиакомпании с помощью IT-систем доказало свою эффективность. Александр Белей, начальник IT-Центра ФГУП «Государственная Транспортная Компания «Россия», выступая на Конференции ИТАБ-2007 рассказал, что специалистами в области IT для летного состава организована работа ряда систем, в том числе: унифицированный электронный справочник для экипажа, электронные летные книжки для летного состава, электронное планирование расписания рейсов и состава экипажей (с алгоритмом «справедливого планирования»). Создан уникальный электронный каталог ограничений и проверок авиаперсонала, предусматривающий «жесткие» ограничения (например, сдача экзамена по английскому языку) и «мягкие» ограничения (например, прохождение очередного медосмотра при динамическом наблюдении врача летного отряда). IT-управление авиаперсоналом позволяет осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование в авиакомпании, оперативно формировать экипажи, обрабатывать всю информацию по летному составу, интегрировать данные из разных баз в единую систему.

    Представитель ГТК «Россия» сделал важное заявление перед авиационной общественностью – на современном этапе необходимо разработать российские стандарты для IT-систем в ГА, и, конечно, российские интерфейсы. «Для этого я предлагаю взаимодействовать всем заинтересованным авиакомпаниям, в частности, объединить усилия ГТК «России» и ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии», то есть тех компаний, которые сами создают схемы информационных систем без сторонних интеграторов», – призвал к консолидации Александр Белей.

    Следует отметить, что пилоты и бортпроводники должны уметь работать с информационными системами. Это условие повышает уровень начальной профессиональной подготовки персонала, принимаемого на работу в авиакомпании. А в более широком аспекте здесь можно говорить о необходимости информационного образования нации еще на школьном этапе. Так, на Коллегии Министерства информационных технологий и связи особое значение было уделено национальному проекту «Образование», в рамках которого 53 тысячам российских школ за 2007 год предоставлено широкоформатное подключение к Интернету.

    IT-технологии стали тем самым уникальным инструментом, который позволит сохранять конкурентоспособность на авиационном рынке. Об этом говорил представитель организатора Первой Международной Конференции «Информационные технологии в авиационном бизнесе» главный редактор Отраслевого Агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «В действительности, в России существует еще достаточное количество проблем, связанных с инфраструктурой аэропортов, парком ВС, авиаперсоналом, но так или иначе, на фоне всех этих проблем, сами информационные технологии и их вклад в Гражданскую авиацию не должны теряться», – подытожил Олег Пантелеев. Неправильное управление информацией на авиапредприятии приводит к неоправданным избыточным расходам, не учитывает так называемые неизвестные риски и не выявляет нереализованную выгоду. Ключевыми проблемами стали процессы интеграции бизнеса в сфере ГА. IT-аутсорсинг все больше приходит в управление: аэропортами, call-центрами, безопасностью полетов, продажей электронных билетов, корпоративными сетями представительств авиакомпаний по всему миру. Сегодня мы наблюдаем совершенно новый вектор – информационный – в развитии авиационной отрасли.

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий